Газета «Уфимские ведомости»

Февраль 19, 2015

Столичная информационная газета «Уфимские ведомости»
№12 от 19 февраля 2015г.

КРЫЛАТЫЕ КАЧЕЛИ

about-photo

Акварели Лейсан Рахматуллиной, чья персональная выставка открылась в Малом зале Союза художников на улице Ленина, обладают волшебной силой притяжения.

Они влекут к себе утонченной красотой, мечтательной поэтичностью, летящей прозрачностью и не отпускают своим послевкусием, заставляя не только чувствовать, но и размышлять о тех тайных смыслах, что заложены художником.

Триптих «Берег моего детства» открывает одну из граней творческого почерка мастера, когда в призрачном мире то ли воспоминаний, то ли сновидений возникающие очертания реальных предметов превращаются в сказочные образы, словно башмачки Золушки, ставшие хрустальными туфельками. Так, нанизанные на ветхий забор стеклянные банки в картине «Весны приближение» будто наполнены нежным голубым отсветом, очищаются от тяжелых зимних облаков неба, а в картине «Перекати поле» рама от выкинутого зеркала кажется колдовскими воротами из детства, обозначенные вдалеке качели становятся навсегда запечатленными в памяти островком родительской любви и детской радости. А присутствие подхваченной ветром травы перекати-поле вырастает до философского осмысления человеческой жизни в ее вечном движении.

Похоже, что та же тема угадывается в трогательной картине «Памяти матери» и в акварели «Колыбельная», где туманная серозеленая гамма сумерек с едва намеченным стадом на заднем плане тоже кажется сном, в котором привиделось далекое детство.

Работы Лейсан Рахматуллиной не спутаешь ни с какими другими. Оттенки цвета настолько нежны и неуловимы, так легки и воздушны, что изображенные на листе изысканные букеты или цветущие растения будто парят, устремленные к небу. Одна из картин так и называется «Нимб небесный». Да и другие – как символы одушевленности природы, которую всем своим существом воспринимает Лейсан и передает талантливой кистью, будь то трепетно склоненные друг к другу головки соцветий («Подсолнуха шепот»), или оранжевый сгусток осенней ветки («Облепиховый сон»), или золотистый терем, сложенный из тыкв («Трепет восторга»).

Солнечный Башкортостан, любимые и родные края дарят мастеру неповторимые краски, потому так гармоничны ее цветочные композиции, так жизнерадостно-светлы работы «Утро в Юматово», «Весны ожерелье», «Аккузевские чаши».

Заядлая путешественница Лейсан бывала и на Байкале, и в Кижах, и в Заонежье. Там родились другие пейзажи, написанные в манере более реалистичной, как, например, «У Онежского озера», «Кижский ансамбль», «Часовня Архангела Михаила». Мастерство и зрелость – только так можно оценить работы из серии «Возвращение к Байкалу». Два мыса – Шаманский и Бурхан, и две совершенно разные картины, каждая в своей цветовой тональности, но одинаково мощно передающие величие и суровую красоту как этого края, так и природы в целом с неизведанной до конца тайной мироздания.

Можно здесь перечислить и более двух десятков персональных выставок, в том числе и в Москве, неутомимой Лейсан Рахматуллиной, и ее призовые места в Международных конкурсах, и упомянуть, что она лауреат Государственной молодежной премии РБ им. Ш. Бабича (1997 г.), но это не даст того представления о художнике, которое можно получить, посетив ее выставку, не очень большую по количеству работ, но такую оригинальную и запоминающуюся по их образности и духовной устремленности.

Выставка называется «Озарение», как и одна из акварелей, где момент возникшего вдохновения попробовала запечатлеть Лейсан. Однако в ее творческой биографии это не только отдельные счастливые мгновения, а озарение на долгие годы служения искусству.

                                                                                                                                                     Алла ДОКУЧАЕВА.