«Озарение» (к выставке акварелей Лейсан Рахматуллиной в КОХМ)

Ноябрь 4, 2016

     Лейсан Рахматуллина – известный уфимский автор, художник-акварелист. Эта выставка — далеко не первая  из ее персональных  выставок. На   творческом пути Лейсан Рахматуллиной  их насчитывается более двух десятков,  среди них —  персональные  в Москве и Уфе. Поскольку Лейсан была  участником II,III и  IV Всероссийских выставок акварели в Кургане, ее имя  уже знакомо внимательному зрителю. Выставка «Озарение»  примечательна тем, что стала первой персональной в залах Курганского областного художественного музея.

В экспозиции представлены акварельные работы разных лет, начиная с 1990-х  и, заканчивая совсем новыми,  написанными уже в этом году. Многие  произведения  стали  этапными  в творчестве, и каждое из них,  так или иначе,  значимо для автора.

Уже в самом названии выставки, предложенном  автором — «Озарение», — заложена и читается и сама суть  творчества Лейсан. Процесс созидания  для Лейсан Рахматуллиной  становится  наивысшей точкой духовного подъема, когда, кажется,  сходятся в одном месте в одно время какие-то наивысшие силы и  приходит то самое, ради чего художническая натура и живет —  озарение. Но это явление  и состояние  совсем не означает  предшествующего ему беспечного ожидания,  — напротив,  оно и становится  конечным результатом постоянной работы  души, ума и руки художника.

Название экспозиции дала  одноименная акварель. О ее создании так вспоминает  Л.Рахматуллина: «Позируя  мне в очередной раз Елена Кутепова(героиня портрета) взяла в руки альбом польского художника Ion Salisteanu, давно  мне полюбившегося  художника. Лицо,  руки, окружение словно слились и растворились в работах  этого мастера. И я поняла, что этот близкий для меня по силе и духу человек действительно имеет чудесную силу озарения, способность делиться своим чувством с окружающим миром.»

Акварель стала  для Лейсан Рахматуллиной  избранной  среди всех иных техник. Интерес к ней начал проявляться  еще во время учебы в детской художественной школе, затем, укрепившись в студенческие годы, он, наконец, стал основным и неоспоримым явлением. В этой технике Лейсан  обрела свой, узнаваемый почерк. Акварелью она пишет   большие листы, которые не остаются незамеченными на выставке любого ранга.

Для Лейсан Рахматуллиной характерна свободная, раскованная манера письма. Ее акварель мягко и, кажется, непринужденно ложится на бумагу. Один цвет может мягко, буквально «акварельно» вплавляться  в другой, образуя  новое красочное единство, а где-то вдруг, эта акварельная стихия, словно остановленная твердой рукой художника, начинает уже  четко и конкретно очерчивать форму изображаемого.

Обобщение и выделение главного, крупные пятна, создающие лаконичную форму –  приоритеты в творческом методе  Лейсан. Но вместе с тем, в ее  листах  всегда соседствует момент детализации, на который она обращает наше внимание: это могут быть фигурки людей, животных, какие-либо предметы, привносящие ощущение конкретики.

В сюжетных композициях, портретах, натюрмортах и пейзажах  затрагиваются самые разнообразные темы.  Тема красоты окружающего мира звучит в одном из листов экспозиции  «В небо зрящие». И мы соглашаемся с автором : подразумеваемый  взор  новорожденного в коляске становится для автора символом неподдельной чистоты и непосредственного обращения к Всевышнему. Размышления  о человеческой судьбе, тема памяти нашли отражение в листах  «Поэзии порыв. Памяти Александра Касымова», известного уфимского поэта и  критика, «Взлет» из серии «Смятение чувств»).

Выплеснуть на лист  собственные ощущения, переживания для Лейсан Рахматуллиной — чрезвычайно важно. Порой незначительный на первый взгляд сюжет, она, как  художник философского склада, превращает в полноценную композицию: «Колыбельная»; «Перекати-поле» (правая часть триптиха «Берег моего детства»). Отталкиваясь от  натуры или от собственных мыслей и ощущений, художник фантазирует. Обобщение и недосказанность, применяемые художником,   позволяют появиться на  плоскости листа   особому, графическому и живописному,  миру. И поэтому в акварелях Л.Рахматуллиной деревья, сплетаясь ветвями,  превращаются в загадочные заросли, цветы становятся центром вселенной, а портретное изображение, растворяясь в окружающем, создает  целостную единую  картину («Нимб небесный», «Грусти портрет», «Уходящее лето» и многие другие). Художник, создавая свои композиции, очень хорошо чувствует и ценит пространство. Поэтому   ощущение    воздуха и света остается с нами…

 Ольга Луцко, куратор выставки