Журнал «Рампа»

Апрель 3, 2015

Рампа №3 (257)_2015
Вернисаж  

НЕМНОГО СОЛНЦА В … ХОЛОДНОМ ГОРОДЕ                                                  

Весны ожерелье.2011.76х56

В преддверии весны в Малом выставочном зале Союза художников РБ открылась выставка акварелей заслуженного художника Республики Башкортостан, лауреата Республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича Лейсан Рахматуллиной.

Экспозицию выставки составили листы, написанные в основном за последние четыре года, – натюрморты, пейзажи, жанровая композиция и только один ранний автопортрет 1986 года, которым как будто эта выставка открывалась. Он мог бы стать девизом ко всему творчеству Лейсан: вопросительно и напряжённо вглядываясь в мир большими глазами, с портрета смотрит молодая девушка с ярко выраженной невероятной внутренней харизмой и «…лица необщим выраженьем».

Экспозиция выставки «Озарение» на самом деле небольшая – камерный и уютный зал вместил, наверное, около тридцати листов, но почему-то казалось, что их гораздо больше. Может быть, оттого, что всякий раз, когда подходишь к работе (одной и той же работе!), ты получаешь какие-то абсолютно новые впечатления… Это как игра – вот только что был натюрморт с калиной, а, минуту спустя, калина превратилась в коралловые бусы. Отходишь от пейзажа с одуванчиками, а, обернувшись, уже видишь в нём янтарное ожерелье.

Бирюза и янтарь, топаз и коралл…  А, может быть, море и одуванчики… А еще… Ассоциативный ряд растёт и ширится по мере движения и возвращения зрителя от одного акварельного листа к другому. И посреди всего этого солнце – в пока ещё зимнем городе, но, словно по волшебству, уже летнее, тёплое солнце, льющееся с каждого акварельного листа сиянием света…

Светится белая основа сквозь тонкий слой акварельного разлива, послушно, в нужное русло направляется краска, создавая причудливые образы, превращая лист бумаги в произведение искусства. Сегодня Лейсан Рахматуллина – Мастер акварели. Она хорошо помнит, как страстно мечтала об этом в своём далёком деревенском детстве. Но быть бы этим мечтам несбыточными, если бы не характер Лейсан и не её умение преломлять, подчинять себе жизненные обстоятельства. Школа-интернат для будущих художников, художественно-графический факультет педагогического института, уроки у ведущих мастеров акварели (всю свою жизнь она с теплотой и благодарностью вспоминает Зуфара Гаянова, уже в те годы известного акварелиста, щедро делившегося с ней своим временем и с огромным уважением и вниманием отнёсшегося к молодому таланту). Многочисленные поездки по стране, на творческие дачи и в далёкие дали за вдохновением… И постоянная, непрерывная, напряжённая работа. Она рано и очень хорошо усвоила: талант – это дар, но грош ему цена, если не умножен он многократно на повседневный опыт и большой труд. А иначе – не только дар будет бесполезен, но и саму-то капризницу акварель просто себе не подчинить! Укрощению строптивой акварели Лейсан посвятила всю свою творческую жизнь.

При всей кажущейся хрупкости Лейсан Рахматуллиной, в ней скрывается огромной силы воля, упорство, настойчивость и, конечно, жажда творчества. Всё это уживается в ней в невероятном согласии с тонко чувствующей душой, теплой любовью к миру и гармоничным, поэтико-лирическим восприятием его.

Слово и визуальный образ в её творчестве неразделимы. Как строки стихов читает зритель надписи под акварельными листами: «Облепиховый сон», «Облако в лаврах», «Трепет восторга». Образно-выразительные названия и изысканный колорит не просто обеспечивают невероятную цельность её акварельных работ, они выдают и великую тайну лирики – слова и цвет превращаются в чарующие образы тогда, когда ты умеешь видеть, слышать и отображать мир как волшебство бытия. Немногим это дано.

Её творчество соткано из метафор, но в основе его всё же лежит красота реального мира. И в экспозиции выставки «Озарение» это отчётливо прочитывается. Как будто художник приоткрывает завесу, за которой скрыто таинство творчества. Вот серия «Кижские жемчужины» — это натурные акварели. Замечательные мотивы! Возможно, и выполнены они даже на пленэре. Уютные, камерные, полные той тишины, которая пленяет своим мудрым молчанием, — «Часовня Архангела Михаила», «Заонежье. Деревня Ямка»; тихие вечерние беседы с деревенскими жителями — «Кижские беседы с Жанной Гвоздевой»… Зная творчество Лейсан Рахматуллиной, можно предположить, что всё это, ещё не раз переосмысленное, выльется и в иные листы – может быть, не столь привязаны будут они географически, но сохранится в них и мудрость молчания, и неспешность времени, характерные для тех мест. Натурные пейзажи в её творчестве редки, они всегда имеют своё продолжение. Ни один из конкретных мотивов, увиденных на натуре, ею не остаётся забытым. Она вновь и вновь возвращается в места, где плещет энергия, питающая её творчество, в места, ставшие для неё сакральными. Такие как Байкал. Сюда она возвращалась неоднократно, но каждую поездку вспоминает с особым трепетом и после каждой  рождалась новая серия работ, пронизанных мистической силой.

Пейзаж для Лейсан часто становится поводом к большим размышлениям о человеческой жизни, о вечности и вечной красоте, поводом к широким обобщениям… В результате  пейзажный мотив из конкретного превращается в метафору мира. Показателен в этом смысле триптих «Берег моего детства», где отчий дом видится крохотным мирком в огромной Вселенной, а жизнь человеческая шарами вечно странствующего растения «перекати-поле» катится сквозь зеркальную раму портала Времени-Вечности, далеко за собой оставляя качели нашего детства («Отчий дом», «Перекати-поле»).

Она и «тихую жизнь» предметов («stil leven» — «тихая жизнь», так называли натюрморт в 17 веке голландские художники) превращает в метафору — «Нимб небесный», «Весны ожерелье»… Удивительно красивые, невероятно гармоничные по колориту её листы заставляют и зрителя иными глазами взглянуть на простую и неброскую красоту привычного мира. И тихая элегия этих акварелей, хоть на короткое мгновение выхватив нас из повседневной суетности, рождает и в нас новое мироощущение, исполненное покоя и тишины, мудрости и неспешности бытия.

 Ирина Оськина, искусствовед